19.04.16.
Приглашаем Вас посетить наш стенд на выставке «Энергетика и Электротехника», в Санкт-Петербурге с 17по 20 мая
  21.03.16.
Срок службы увеличен до 70 лет, гарантия до 20 лет
  01.03.16..
Акция! Выездная проверка качества опор!

Опоры для воздушных линий 0,4–10 кВ.
Мнение эксплуатационника

Николай Бирюков, ведущий инженер-технолог
Московской кабельной сети ОАО «Мосэнерго»

В Московской кабельной сети (МКС) на протяжении более 100 лет в подавляющем большинстве применялись деревянные опоры на ВЛ 0,4-10 кВ. Конечно, еще полвека назад их эксплуатация была довольно проблемной, поскольку применялись непропитанные опоры из разных пород древесины, установленные непосредственно в грунт, что обуславливало малый срок службы линий. И уже тогда предпринимались попытки защитить деревянные опоры от преждевременного гниения в зоне, наиболее подверженной биологическим разрушениям (40-50 см в грунте и 15-20 см над поверхностью земли), методом обмазки горячим битумом.
В 60-х годах прошлого века были выпущены временные указания по антисептированию деревянных стоек для ВЛ для электроснабжения сельскохозяйственных потребителей. Однако они выполнялись не в полной мере, вследствие чего опоры быстро загнивали. В последнее время требования по надежности электроснабжения и внешнему виду ВЛ сильно ужесточились, и руководством «Мосэнерго» было принято решение о переходе на применение железобетонных опор для ВЛ напряжением 0,4–10 кВ. Основных причин две:
- эстетические соображения;
- несоответствие пропитки выпускаемых сейчас в России деревянных опор требованиям ГОСТ 20022.0-93.
Отбросим первую причину, ибо «на вкус и цвет...». Тем более что качественно изготовленные деревянные опоры никак не нарушают внешний вид улиц и дворов. Попробуем проанализировать вторую.

О пропитке деревянных опор
Главное условие при пропитке древесины для опор ВЛ заключается в том, чтобы эти опоры устанавливались непосредственно в грунт, без железобетонных приставок, так называемых пасынков. При сочленении деревянной части опоры с железобетонным пасынком с помощью проволочного бандажа пропиточный слой в зоне бандажей грубо нарушается, древесина расщепляется и это место подвергается интенсивному гниению, что приводит к преждевременному повреждению опор.
Основной пропитываемой частью в деревянных стойках является боковая внешняя поверхность и торцевые части. Боковая поверхность сосновой (как наиболее стойкой к загниванию древесины) стойки должна пропитываться не менее чем на 85% толщины заболоневой части (30-40 мм). С торцевых частей стойки пропитываются на большую глубину.
Однако при эксплуатации через боковую поверхность из стойки может вымываться порядка 10% пропиточного состава, через торцевые поверхности – около 90%. Поэтому при установке деревянной опоры верхний торец необходимо накрывать крышей (в МКС стойки накрываются оцинкованной листовой сталью размером 250x250 мм), а нижний торец – плоским влагонепроницаемым материалом.
Cогласно требованиям ГОСТ 20022.0-93, введенного в действие с 1 января 1995 года, сосновая древесина для опор ВЛ, пропитываемая способом вакуум-давление-вакуум (ВДВ), должна иметь поглощение 13-15 кг сухой соли (порошка) защитного средства типа ХМ-11 на 1 м3 пропитываемой древесины. Средний срок эксплуатации таких опор должен составлять 40-45 лет.
Но российские предприятия идут «своим путем». Например, техническими условиями ТУ 5314-001-00109671-2002 на пропитку бревен для столбов в ОДАО «Владимирский электромеханический завод» определено, что поглощение препарата в пересчете на сухую соль должно быть не менее 7 кг на 1 м3 пропитываемой древесины. Срок службы опор установлен в 20-25 лет. При этом в момент разработки техусловий ГОСТ 20022.0-93 никакими нормативными документами не отменялся и данные ТУ оформлены вразрез с требованиями ГОСТа.
Другой производитель деревянных стоек констатирует, что срок эксплуатации железобетонных опор составляет 25 лет, а деревянных – 40 лет. И при этом рекомендует устанавливать опоры на железобетонные пасынки. Тогда зачем нужны столбы со сроком службы в 40 лет, если приставка прослужит только 25 лет? Кстати, у железобетонной приставки разрушающий момент меньше, чем у стойки из такого же материала, и прослужит она еще меньше.
Один из производителей деревянных опор – ООО «Лесэнергопром» – заявляет, что бурильно-крановая машина БМ-302 в состоянии «на себе» перевезти несколько деревянных стоек. Мое личное мнение – разве можно в открытую призывать к грубейшим нарушениям? Технически грамотно такую перевозку осуществить невозможно, т.к. в конструкции БМ-302 не предусмотрено приспособление для транспортировки даже самых коротких (6,5 м) стоек. Буксировать пропитанные стойки «волоком»? Да при этом защитный слой у опоры может быть совсем ликвидирован (стерт грунтом, камнями и т.д.)!
При всем сказанном я считаю, что если производители деревянных стоек найдут возможности для обеспечения качественной пропитки, то применение этого материала в «Мосэнерго» может быть возобновлено.
Рассмотрим преимущества и недостатки опор из различных материалов для ВЛ напряжением 0,4-10 кВ.

Железобетонные опоры

Преимущества: +
+ только одно – технологичность изготовления.
Недостатки: —
для перевозки автотранспортом стоек с территории завода-изготовителя на места их установки необходимы специальные полуприцепы с длиной до 12 метров. К сожалению, в настоящее время стойки перевозят на бортовых автомобилях с прицепом-роспуском, который предназначен для перевозки металлических труб или других нехрупких материалов, но отнюдь не железобетонных опор;
при развозке по пикетам при новом строительстве или выборочной замене опор при проведении капитального ремонта необходим автомобильный кран для поштучной разгрузки опор или установки стоек с опоровоза сразу в котлованы;
сложность демонтажа железобетонных опор. Даже если руководство РАО «ЕЭС России» добьется (что маловероятно) в Госгортехнадзоре разрешения выдергивать железобетонные опоры как защемленный неопределенный груз, выполнять подобную работу будет очень трудоемко и опасно. Конечно, можно сломать опору у поверхности земли – это несложно, при хорошем толчке опора упадет под своим весом. А что дальше? Тогда практически в каждом электросетевом предприятии необходима довольно сложная установка для разрушения стойки и высвобождения металлического каркаса, сделанного из высокопрочной легированной стали. Но и в этом случае возникнут проблемы: металл-то можно пустить в повторную переплавку, а с осколками бетона будет очень сложно. Асфальтовые заводы, думаю, откажутся от них, т.к. на дорогах они будут своими острыми углами повреждать автомобильные покрышки. Полная же утилизация станет довольно дорогостоящей;
обслуживающий персонал электросетевых предприятий с большим опасением работает на линиях с железобетонными опорами, и не без оснований – нередки случаи срыва монтеров с верхней части опоры.

Деревянные опоры

+ Преимущества:
+ простота обслуживания – электромонтер легко и безопасно поднимается на опору и спускается с нее;
+ большая механическая прочность при воздействии стихийных явлений (порывистый ветер, гололед);
+ не требуют бережного обращения (в допустимых, естественно, пределах) при перевозке, разгрузке, складировании, установке в котлованы;
+ при необходимости доставки опор в аварийных ситуациях или при невозможности подъезда к месту установки, погрузка, разгрузка и установка опор осуществляется вручную;
+ для увеличения срока службы можно производить дополнительное антисептирование в местах, подверженных более интенсивному гниению;
+ большое количество опор при перевозке на автомобиле (до 60 штук за один рейс);
+ простота утилизации;
+ дерево – восполнимый природный материал, хорошо гармонирующий с естественным окружением;
+ пропитанные антисептиком опоры (без нарушения технологического цикла и технических условий) могут служить 40 лет и более;
+ низкая стоимость по сравнению с железобетонными стойками.
– Недостатки:
наличие вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Степень вредности зависит от пропиточного состава и может быть с 1 по 4 класс опасности (пример: бензин и керосин относится к 4 классу);
при заготовке бревен для стоек необходима подборка по диаметрам и сбегу (конусности) под размеры монтерских когтей;
для получения качественной пропитки и требуемого срока эксплуатации опоры необходимы зимняя рубка (с декабря по март) и атмосферная предпропиточная сушка бревен под навесом не менее 6 мес. При этом на период атмосферной сушки надо проводить антисептирование поверхности бревен от поражения биологическими агентами.

Металлические опоры

Применение металлических опор целесообразно лишь в условиях небольших городов, на территориях парков, школ, стадионов, с применением (при отсутствии запретов ПУЭ) самонесущих изолированных проводов.
Опоры должны быть оцинкованы методом горячего цинкования. При этом подземную часть стойки и 20-30 см надземной части необходимо при монтаже дополнительно обрабатывать гидроизоляционными материалами. Кроме того, при транспортировке каждую опору необходимо перевозить в отдельной упаковке, исключающей повреждение слоя цинка.

Вместо заключения

В настоящий момент железобетонная опора типа СВ-95-2,0 стоит 1600-1700 руб., деревянная пропитанная стойка длиной 9,5 м, устанавливающаяся непосредственно в грунт, – 1200-1300 руб. Применение деревянных пропитанных стоек при сроке их службы 40-45 лет позволило бы системе ОАО «Мосэнерго» экономить по сравнению с использованием железобетонных опор порядка 7 млн. руб. ежегодно.
Проанализировав требования ГОСТов по защите древесины, а также опыт антисептирования деревянных стоек в зарубежных странах, Московская кабельная сеть ОАО «Мосэнерго» ведет поиск производителей, обеспечивающих качественную пропитку деревянных опор, которая позволит устанавливать их непосредственно в грунт без железобетонной приставки.

Источник информации: Журнал "Новости Электро Техники", 2003г., № 6 (24)

Вы также можете прочитать статьи по данной теме:
Деревянные ноги прогресса
Пропитанные деревянные опоры — идеальный материал для ВЛ
Распределительные сети Финляндии
Инструкция по хранению, перевозке и отбраковке железобетонных опор и приставок